Так уж повелось, что одна из наиболее частых причин ДТП в России - отвратительное состояние дороги: ямы и, напротив, выпуклости, колейность, гололёд, отсутствие разметки, нечищенность - всё это прямо или косвенно создаёт опасность для движения, а если включить сюда менталитет российских автолюбителей, то получается весьма печальная ситуация. Тем не менее, страдают от плохого состояния дороги и сознательные и ничего не нарушающие автолюбители.
При этом, зачастую в случае ДТП двух или более участников дорожного движения (автомобилей, велосипедистов или пешеходов) дорожникам не удаётся что-то предъявить законным способом по одной важной причине - пункт 10.1 ПДД предписывает водителю выбирать скорость, исходя из погодных, дорожных и иных условий, чтобы всегда иметь возможность соблюдать правила и принять соответствующие меры, а рассматривающие такие ДТП должностные лица или судьи ляпают этот пункт в нарушение очень часто. Настолько часто, что это один из наиболее распространённых пунктов ПДД, нарушение которых указывается в постановлениях виновнику таких аварий. Между тем, если с гололёдом, отсутствием разметки и колейностью всё понятно, то в случае ДТП с одним единственным участником - автомобилем, который попал в яму - есть веский смысл побороться за компенсацию ущерба, который появился из-за такой ямы.
Начнём по порядку и в логической последовательности. Согласно определению ДТП в пункте 1.2 Правил дорожного движения, если наш автомобиль попал в яму, вследствие чего повредился диск, покрышка или даже подвеска машины, то есть причинён материальный ущерб, то это является самым что ни на есть ДТП.
"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
Как видим, если авария произошла во время движения автомобиля именно по дороге (а дорога - это поверхность, приспособленная или оборудованная для движения транспортных средств) и в результате этой аварии наш автомобиль повредился и тем самым нам причинён материальный ущерб, то эта авария квалифицируется как ДТП. А хорошо ли Вы помните обязанности водителя при ДТП и ответственность за неисполнение этих обязанностей? Даже если Вы не будете иметь претензий к дорожным службам при попадании в яму, но автомобиль повреждён, то в любом случае необходимо вызвать полицию для оформления - таков закон, в противном случае при самом худшем развитии событий (кто-то сообщит о ДТП вместо Вас и впоследствии наличие события ДТП будет доказано) можно угодить и под статью 12.27, часть 2 - оставление в нарушение требований ПДД места ДТП, что влечёт собой лишение прав на достаточно длительный срок.
Между тем, если Вы читаете эту статью, то Вы всё же намерены побороться за взыскание ущерба с дорожных служб в результате попадания в яму. Поэтому вызов полиции здесь также является обязательной процедурой.
Согласно статьям 11 и 12 закона "О Безопасности дорожного движения", организация, обслуживающая дорогу, несёт ответственность за обеспечение безопасности на своём участке дороги, согласно регламентирующим такую безопасностью документам. В нашем случае состояние дорог регулирует ГОСТ Р-50597-93, пункт 3.1.2 которого утверждает предельно допустимые размеры ямы на дороге:
3.1.2 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Соответственно, если мы попали в яму, которая хотя бы по одному из этих параметров превышает указанные цифры, то это значит, что обслуживающей данную дорогу организацией нарушены правила содержания дорог, и, соответственно, мы имеем полное право на возмещение причинённого нам вреда. Кроме того, прямое указание на обязанность компенсации причинённого дорогой не по ГОСТу вреда содержится в Федеральном законе "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статье 28.
Таким образом, порядок действий, если мы попали в яму, повредив колесо, следующий:
-
Согласно пункту 2.5 ПДД остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и вызвать полицию. Если у Вас есть видеорегистратор, то отлично; если нет, то Вам желательно найти очевидца Вашего ДТП или водителя, который снял на регистратор Ваше попадание в яму.
-
Пока Вы ожидаете прибытия инспекторов ДПС для оформления ДТП, сфотографируйте яму, повреждения и саму дорогу следующим образом:
-
Сфотографируйте яму так, чтобы были понятны её габариты - это можно сделать, взяв при наличии линейку, рулетку или какой-либо предмет, размеры которого предельно ясны и/или который Вы сможете взять с собой на разбор или в суд (например, лист формата A4, футляр от знака аварийной остановки, балоник и тому подобное - не слишком мелкое, но и не громоздкое). Положите этот предмет рядом с ямой, чтобы и он, и яма попали в кадр.
-
Сфотографируйте ту же яму и Ваш автомобиль на фоне местности, чтобы расположение ямы не вызывало сомнения.
-
Сфотографируйте крупным планом повреждения, полученные в результате попадания в яму.
-
-
По приезду экипажа ДПС и оформлению всех документов проверьте, чтобы в справке о ДТП были указаны все повреждения, верно была составлена схема ДТП (если схема составлялась). В частности, в схеме (протоколе) о ДТП должны быть указаны реальные размеры ямы, и возможность получения компенсации есть, если хотя бы один её параметр превышает допустимые вышеуказанные; расположение ямы относительно края проезжей части или дороги; расположение автомобиля после ДТП, следы торможения (при наличии) и тому подобное.
-
Если мы определились с пострадавшим, причиной ДТП, то предполагаемый виновник ДТП нам всё ещё неизвестен - мы просто не в курсе, кто обслуживает данный участок дороги. Вообще, это определяют сотрудники ГИБДД, расследующие Ваше дело, однако, по неизвестным причинам очень часто по факту они этого не делают конкретно в случаях с попаданием в яму. Поэтому, скорее всего - даже до приезда инспекторов - написать своими словами ходатайство о назначении в связи с фактом ДТП административного расследования, в рамках которого виновник и должен быть установлен. Кроме того, сами инспекторы, оформляющие ДТП, могут знать о том, что обслуживает данную дорогу.
-
Далее нужно сделать независимую экспертизу повреждений машины (иначе не будет определён нанесённый ущерб автомобилю).
-
Узнав наименование и реквизиты дорожников и собрав все необходимые документы (заключение независимой экспертизы, справку о ДТП, постановление), можно подавать в суд по факту причинённого ущерба.